МОУ Угличский физико-математический лицей

Музей

 

Кладбище немецких
военопленных

Памятник
погибшим коллегам

     

 

     В период Великой Отечественной войны Угличский музей размешался в четырех памятниках архитектуры XV-XVIII вв.. расположенных на территории Кремля: Палаты удельных князей(1480 г.), Церковь царевича Димитрия на крови» (1692 г.), Спасо-Преображенский собор (XVIII в.) и колокольня (1730 г.)- Часть музейных фондов находилась в Воскресенском соборе Воскресенского монастыря (1674-1677 гг.), территория которого в этот период входила в зону строительной площадки Волгостроя, таким образом, обеспечивалась охрана произведений древнерусского искусства, размешенных там на хранении.

     Следует отметить, что важнейшей задачей, которая стояла перед музеем в эти годы, было обеспечение сохранности музейного фонда. Поэтому в 1941 г. экспонаты из драгоценных металлов были эвакуи­рованы в г. Галич .

     Конец 1942 г. показал, что для страны текущая война - событие эпо­хальное. Местные власти это понимали. 19 ноября 1942 г. (протокол № 95) Горисполкомом принято решение о выделении 8000 рублен на устройство выставки «Великая Отечественная война 1941-42 годов»....

     Во время войны Угличский музей относился к категории краеведческих. Его экспозиция, соответственно профилю, состояла из трех основных отделов - природы, исторического и антирелигиозного.

     Основным видом деятельности музея в рассматриваемые годы было создание выставок по военной тематике. В 1941 г. в подклете церкви царевича Димитрия «на крови» открылась выставка «Военное прошлое русского народа. 1812 г.» . На ней экспонировались погребальные дроги  М. И. Кутузова, на которых его тело было перевезено из Австрии в Россию, а также мебель и оружие той эпохи из петербургского дома полководца. В том же году на втором этаже церкви закончилось строительство антирелигиозного отдела.

     В 1944 г. в музее состоялась выставка художника Петра Дмитриевича Бучкина, на которой были представлены 20 работ на тему Великой Отечественной войны. Петр Дмитриевич был эвакуирован из Ленинграда в родной город зимой 1942 г. Прожив в Угличе до осени 1944 г., он создал целую серию рисунков и акварелей под названием «Углич». В это же время художник пишет и эскизы к одной из самых больших своих работ - «Обращение Козьмы Минина к русскому народу».

     Тема войны, патриотизма, народного полвига, нашедшие свое отражение в данном произведении, созвучны тому грозному времени, в которое оно писалось. Именно в Угличе он выполнил первый вариант картины. Находясь в весьма стесненных условиях, П. Д. Бучкин н основном писал акварелью или рисовал карандашом. Это были эскизы или зарисовки к работам, которые дописывались в Ленинграде о 1946 г. В небольших по размеру произведениях художник показал героическое, а подчас и трагическое прошлое своей малой Родины.

     На протяжении всего военною времени в музее функционировала выставка «Архитектура прошлого и настоящего г. Углича», открытая в конце 1940 г, в северном приделе Спасо-Преображенского собора . На ней экспонировались акварели, планы, чертежи, фрагменты архитектурных деталей. Особый интерес представляли акварели угличского краеведа В. И. Серебренникова и московского архитектора Н. Я. Тамонькина. Последний жил в Угличе в 1940 п и выполнил по заказу музея 43 работы .

     Известно, что научно-исследовательской работой в этот период занимались директор и хранитель Александр Александрович Войтов -старший научный сотрудник Эрмитажа, опытный нумизмат. Он приехал в Угличский музей в 1944 г. с целью отбора экспонатов для госучета. В процессе этой работы он подробно изучил музейные коллекции, что позволило ему определить для себя ряд тем. В основном его интересовала художественная жизнь Углича XVH-X1X вв.

     Изучением прошлого Угличского Верхневолжья занимался директор музея Борис Арсентьевич Дмитриев. В 1944 г. им были написаны статьи «Угличане в сибирской ссылке 1593 - нач. XVII в.» и «Угличский край в борьбе с польско-литовскими интервентами».

     Всю войну проработал реставратором художник Павел Констан­тинович Гусев.

     В годы войны Угличский музей находился в крайне тяжелом положении. Памятники не отапливались, экспозиционные залы в зимний период оставались закрытыми для посетителей, не хватало фондовых помещений. На протяжении всего этого времени музей остро нуждался в профессиональных кадрах, только к концу войны штат увеличился до девяти человек, что позволило в послевоенный период повысить уровень его работы.

©МОУ Угличский ФМЛ